Еще с далеких студенческих лет увлекалась поэзией Семена Кирсанова. Ну, в 20 лет кто из нас не восторгался его «Адом»!
В эти дни в Музее им. Пушкина открылся вернисаж работ Уильяма Блейка. Стала просматривать его иллюстрации и поразилась — Кирсанов, когда писал
Выше, спирально тела их, стеная, несутся,
моля передышки, напрасно, нет, не спасутся.
Огненный ветер любовников кружит и вертит,
по двое слипшись, тщетно они просят о смерти.
видимо, вдохновлялся как раз гравюрой Уильяма Блейка «Смерч влюбленных» (1827 г.). До сего дня Блейк, по сути, был мне неизвестен, хотя, глядя на репродукции его работ, осознаю, что я их раньше видела. Но поводы, по которым я их рассматривала, так и не задержались в памяти. Имя автора тоже прочно не связалось с этими работами.
Как неожиданно эта гравюра снова разбудила во мне мое увлечение Семеном Кирсановым. Сложный, странный, фантастически поэтический поэт. Так и не сумевший вписаться в эпоху, в которой ему довелось жить.
АД
Иду
в аду.
Дороги —
в берлоги,
топи, ущелья
мзды, отмщенья.
Врыты в трясины
по шеи в терцинах,
губы резинно раздвинув,
одни умирают от жажды,
кровью опившись однажды.
Ужасны порезы, раны, увечья,
в трещинах жижица человечья.
Кричат, окалечась, увечные тени:
уймите, зажмите нам кровотеченье,
мы тонем, вопим, в ущельях теснимся,
к вам, на земле, мы приходим и снимся.
Выше, спирально тела их, стеная, несутся,
моля передышки, напрасно, нет, не спасутся.
Огненный ветер любовников кружит и вертит,
по двое слипшись, тщетно они просят о смерти.
За ними! Бросаюсь к их болью пронзенному кругу,
надеясь свою среди них дорогую заметить подругу.
Мелькнула. Она ли? Одна ли? Ее ли полузакрытые веки?
И с кем она, мучась, сплелась и, любя, слепилась навеки?
Франческа? Она? Да Римини? Теперь я узнал: обманула!
К другому, тоскуя, она поцелуем болящим прильнула.
Я вспомнил: он был моим другом, надежным слугою,
он шлейф с кружевами, как паж, носил за тобою.
Я вижу: мы двое в постели, а тайно он между.
Убить? Мы в аду. Оставьте у входа надежду!
О, пытки моей беспощадная ежедневность!
Слежу, осужденный на вечную ревность.
Ревную, лететь обреченный вплотную,
вдыхать их духи, внимать поцелую.
Безжалостный к грешнику ветер
за ними волчком меня вертит
и тащит к их темному ложу,
и трет меня об их кожу,
прикосновенья — ожоги!
Нет обратной дороги
в кружащемся рое.
Ревнуй! Эти двое
наказаны тоже.
Больно, боже!
Мука, мука!
Где ход
назад?
Вот
ад.
|